Велотуфли и шипы
Для тренировок нам обязательно нужны шоссейные туфли с шоссейными шипами.
Потребуются шипы, подходящие к шоссейным педалям Shimano (так как на наших велосипедах установлены именно такие педали, Shimano SPD-SL). В идеале – такие, желтые шипы под Shimano SPD-SL (если так сказать в магазине, то вас поймут). Туфли под них нужны шоссейные или специальные триатлонные.

Если уже есть свои шипы и педали с другой системой, например Look, можно приносить их и перед занятием ставить свои педали на велосипед.

Если не успеете купить до первого занятия, то можно прийти в кроссовках в первый раз, но туфли понадобятся — это залог хорошей техники на велосипеде и эффективной передачи усилий.
Какие бывают шипы?
Есть два типа туфель и два типа контактных педалей: МТБ и шоссейные.

Вот это МТБ-педали и шипы стандарта Shimano SPD:
Вот это шоссейные педали от Shimano, стандарт SPD-SL:
SPD и SPD-SL — названия стандартов креплений. Есть разные компании, которые производят педали и шипы — Shimano, Look, Time, Speedplay и Crankbrothers, но о них мы поговорим позже. Главное, что все они пользуются этими двумя стандартами креплений.

Первое, с чем вы должны определиться — тип туфлей и педалей, шоссейные или МТБ. Триатлеты и продвинутые любители тренируются на шоссейных педалях (и, соответственно, в шоссейных велотуфлях). Такие велотуфли жестче, лучше держат ногу, лучше передают усилие (из-за конструкции педали).

МТБ-педали нужны тем, кто не только тренируется, но и ежедневно ездит на велосипеде по городу. Дело в том, что на МТБ-ботинках подошва имеет протектор, за счет этого шип утоплен в подошве. На шоссейных ботинках подошва гладкая, шип выпирает и постепенно стирается при ходьбе, из-за чего потом хуже встегивается в педаль и быстрее изнашивается.
Накладка на шип Cleatskins
Шип можно защитить специальной резиновой накладкой.

Как вы уже поняли, внешний вид подошвы — самый простой способ отличить шоссейные велотуфли от МТБ.
Следующее, на что нужно обратить внимание — количество отверстий в подошве для крепления шипа. Если вы видите две утопленных в туфле «дорожки» с болтающимися внутри пазами — это туфли для МТБ-педалей. Три отверстия — шоссейные велотуфли, а если сразу пять — универсальные, то есть подходящие для любого типа педалей.
4 отвертия на двух параллельных дорожках — МТБ-туфли
Три отверстия, образующих треугольник — шоссейные туфли
Пять отверстий — универсальные велотуфли, подходят для любых педалей
Вот самый простой совет для жизни: если ходите больше, чем ездите, вам подойдут МТБ-педали, но если вы ездите гораздо больше, чем ходите — шоссейные. Для участия в триатлоне — шоссейные (чтобы быть максимально эффективным), для циклокроссовых гонок — МТБ (из-за забивающейся в шипы грязи и необходимости иногда бежать на трассе).

Для тренировок в школе вам обязательно нужны шоссейные педали и шипы.
Самые популярные шоссейные педали — Shimano SPD-SL. У них удобный широкий шип (с таким вы чувствуете себя более уверенно и стабильно), но ходить с ним не удобно. Есть очень похожие на Shimano, но более дорогие педали Look Keo. У Look шип немного меньше, чем у Shimano, у него больше прорезиненных частей — благодаря им проще встегиваться, но шип изнашивается быстрее. И Shimano, и Look популярны у профессиональных гонщиков и любителей, но если у вас износились шипы, то купить комплект новых проще для Shimano. Чтобы купить шипы для педалей Look, придется долго искать их в магазинах города или заказывать через интернет (или заранее запасаться пачкой), что не всегда удобно.
Слева направо: Shimano SPD-SL, Look Keo
Самые дешевые педали и шипы — Time Xpresso. По площади они самые большие, это удобно и дает ощущение стабильности, но из-за размера эти педали и шипы — самые тяжелые среди всех существующих на рынке. Те, кто их используют, рассказывают, что встегиваться в них легче, чем в Shimano SPD-SL. Стоят эти педали меньше, чем Shimano и Look, ходить в них проще, а замена при поломке не будет слишком дорогой.

И последний вариант — педали Speedplay, конструкция которых отличается от всех других видов педалей. Здесь наоборот, к подошве туфли крепится «рамка» для встегивания, а шип — это сама педаль. «Рамка» на туфле — металлическая, там нечему истираться при ходьбе. Положение шипа такое, что нога находится ближе всего к валу, чем в других системах педалей — а значит, усилие передается еще лучше. Педаль небольшой площади, но двусторонняя — как бы вы ни поставили ногу, вы в любом случае встегнетесь, не придется переворачивать педаль, чтобы нащупать паз. Главный минус — педали и шипы дорогие и их очень сложно купить в России, если что-то сломается.
Слева направо: Time Xpresso, Speedplay
Как выбрать туфли?
После того, как вы определились с системой педалей, нужно выбрать подходящие туфли. Есть разные производители, например итальянские компании Sidi и Nalini специализируются именно на туфлях (и еще немного на одежде), а Shimano делают и туфли, и педали, и другие компоненты. Лучшие производители: Sidi, Nalini, Mavic. Хорошие: Northwave и Specialized (у Specialized завышенная цена). Самые дешевые туфли: Shimano и Lake.

Мы советуем смотреть в первую очередь не на имя производителя и стоимость, а на то, насколько удобно сидят туфли, нравится ли вам их внешний вид и на систему застежек. Например, у Shimano самые дешевые туфли мягкие и имеют застежку в виде двух липучек, и такие туфли очень плохо держат ногу — вы как будто крутите педали в тапочках. Ноге может быть комфортно, но половину усилия вы потеряете. Поэтому для шоссейных гонщиков и тренировок лучше брать более жесткие туфли с тремя липучками или двумя липучками и клипсой. С другой стороны, если вы триатлет и не покупаете специальные туфли для триатлона, а покупаете только шоссейные, вам наоборот лучше приобрести максимально простую модель с двумя липучками.

На некоторых туфлях вы можете увидеть вместо липучек тоненькие шнурки, которые затягиваются с помощью колесика — это система быстрой шнуровки. Во-первых, она действительно позволяет быстро застегнуть туфли, а во-вторых, равномерно закрепляет туфлю на всей поверхности стопы, и вам не приходится страдать из-за того, что в этот раз вы не дотянули липучку на пару миллиметров, и наклоняться к ботинкам во время езды, чтобы все поправить. Компании Specialized, Lake, Gaerne и некоторые другие используют в своих туфлях с быстрой застежкой систему BOA, которая дает пожизненную гарантию на свое крепление.
Слева направо: Sidi с двумя липучками и клипсой; Sidi с системой быстрой шнуровки.
Туфли для триатлона
Для триатлона производители придумали специальные туфли. Триатлетам нужно быстро проходить транзитные зоны и быстро надевать и снимать велотуфли, поэтому для них делают меньше застежек, почти всегда это только одна или две липучки, открывающихся наружу, чтобы не попасть в систему и цепь, когда вы застегиваете туфли на ходу на велосипеде. Туфли для триатлона легче шоссейных и имеют больше вентиляционных отверстий и дополнительное дренажное отверстие в подошве, куда стекает вода, оставшаяся на ногах после плавательного этапа. На пятке в таких туфлях расположен специальный язычок для удобства и быстроты надевания и съема.
Туфли для триатлона Specialized с системой быстрой шнуровки, заранее прикрепленные к велосипеду для быстрого встегивания при прохождении транзитной зоны.
Туфли для триатлона Garneau со специальным креплением для резинки, удерживающей туфлю в горизонтальном положении на стоящем велосипеде.
Как подбирать туфли по размеру?
Велотуфли не должны быть свободными. Если нога будет двигаться внутри обуви, от трения появятся натертости и мозоли, ноги начнут неметь через полчаса-час после начала езды. Избежать этого можно, если подобрать плотно сидящие по ноге туфли. Они должны сидеть плотно, но не сдавливать стопу или пальцы. Туфли для триатлона должны быть чуть свободнее.
Как выставить шипы?
Как должен стоять шип на туфле
Ось педали должна оказаться под косточкой на стопе.

На подошве туфель три отверстия, в комплекте к шипу идут небольшие болты под шестигранники. Нужно поставить шип как на картинке справа, закрутив болты во все три отверстия. В каждом креплении есть свободное пространство, и когда вы крепите болты, вы можете пододвинуть шип подальше-поближе.

Для велосипедистов правильное положение шипа — косточка на стопе должна оказаться ровно над осью педали. Для триатлетов рекомендуется ставить шип в максимально дальнюю точку, «сдвигать вниз».

Также шип немного повернуть влево-вправо. По правилам нога должна быть прямая, пятка не должна уходить ни влево, ни вправо, косточка на стопе (самое сильное место, место приложения силы) должна оказаться ровно над осью педали. Шип нужно выставить так, чтобы достичь этого положения. Но есть индивидуальные особенности, которые вынуждают немного вращать шип вело-вправо. Это вы поймете только на практике, какое положение для вас оптимальное. Правильное положение не должно вызывать у вас никаких болей, напряжений, растяжений в стопе.
Made on
Tilda